Какие операции подпадают под финансовый мониторинг в Украине

финансовый мониторинг в Украине

Под финансовый мониторинг в обязательном порядке подпадают такие операции (ст. 15, 16 Закона):

Финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу в случае, если сумма, на которую она проводится, равна или превышает 150 000 гривен (для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры, - 13 000 гривен) или равняется или превышает сумму в иностранной валюте , эквивалентной 150 000 гривен (для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры, - 13 000 гривен), и имеет один или более следующих признаков:

1) перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета из-за границы, а также перевод средств на счет, открытый в финансовом учреждении в стране, отнесенной Кабинетом Министров Украины в перечень оффшорных зон;

2) купля-продажа чеков, дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличные;

3) зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), проведение других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон - участников финансовой операции является физическим или юридическим лицом, имеющим соответствующую регистрацию, место жительства или местонахождение в стране ( на территории), не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, или одн семьей из сторон является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в вышеупомянутой стране (территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины, на основе выводов международных, межправительственных организаций, деятельность которых направлена ​​на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;

4) зачисление на счет средств в наличной форме с их последующим переводом в тот же или на следующий операционный день другому лицу;

5) зачисление средств на текущий счет юридического или физического лица - предпринимателя или списания средств с текущего счета юридического или физического лица - предпринимателя, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации, или зачисление средств на текущий счет или списание наличных с текущего счета юридического или физического лица - предпринимателя в случае, если операции на указанном счете не осуществлялись со дня его открытия;

6) перевод лицом средств за границу при отсутствии внешнеэкономического договора (контракта);

7) обмен банкнот, особенно иностранной валюты, на банкноты другого номинала;

8) проведение финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, а не депонированными в депозитарных учреждениях;

9) проведение финансовых операций с векселями с бланковым индоссаментом или индоссаментом на предъявителя;

10) осуществление расчета по финансовой операции в наличной форме;

11) проведение финансовых операций по сделкам, форма расчетов по которым не определена;

12) получение (уплата, перевод) страхового (перестраховочного) платежа (страхового взноса, страховой премии);

13) осуществление страховой выплаты или страхового возмещения;

14) выплата (передача) лицу выигрыша в лотерею, приобретение фишек, жетонов, внесение другим способом платы за право участия в азартной игре, выплата (передача) выигрыша субъектом хозяйствования, который проводит азартные игры;

15) осуществление расчетов по внешнеэкономическому контракту, не предусматривающему фактической поставки на таможенную территорию Украины товаров, работ и услуг;

16) предоставление кредитных средств лицу, являющемуся членом небанковской кредитной организации, в один и тот же день несколько раз, при условии, что общая сумма финансовых операций равна или превышает сумму, определенную частью первой настоящей статьи.

Согласно ст. 16 Закона финансовая операция подлежит внутреннему финансовому мониторингу, если она имеет один или более признаков, определенных настоящей статьей, или содержит другие риски:

1) запутанный или необычный характер финансовой операции или совокупности связанных между собой финансовых операций, не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

2) несоответствие финансовой операции характера и содержания деятельности клиента;

3) выявление фактов неоднократного проведения финансовых операций, характер которых дает основания считать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного финансового мониторинга или идентификации, предусмотренных этим Законом (в том числе две или более финансовые операции, проводимые клиентом в течение одного рабочего дня с одной лицом и могут быть связаны между собой, при условии, что их общая сумма равна или превышает сумму, определенную частью первой статьи 15 настоящего Закона).

Кроме того, не исключено, что на практике под финансовый мониторинг могут подпадать также и другие операции субъектов предпринимательской деятельности, например, получение физическим лицом - предпринимателем значительной суммы денежных средств за предоставление соответствующих услуг в течение первого месяца деятельности или через определенный промежуток времени в течение которого денежные средства вообще не поступали или поступали в минимальном размере. Итак, перечень финансовых операций, который может подпадать под финансовый мониторинг довольно объемным.

Таким образом, на практике под особую «внимание» Госфинмониторинга также могут часто подвергаться субъекты предпринимательской деятельности со значительным объемом финансовых оборотов, или с наличием операций, подпадающих под обязательный фин.мониторинг согласно вышеуказанных ст 15, 16 Закона, осуществляют работники (учредители) указанных субъектов хозяйствования.

Но возможные негативные последствия для субъектов предпринимательской деятельности могут наступать только в том случае, если Госфинмониторинг соберет именно такую ​​информацию, на основании которой можно будет считать, что данная финансовая операция или совокупность связанных между собой финансовых операций могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма.

В таком случае указанная информация передается для проверки правоохранительным и другим уполномоченным органам, после получения таких обобщенных материалов осуществляют оперативно-розыскную деятельность.

После осуществления оперативно-розыскной деятельности правоохранительными органами принимается решение о возбуждении соответствующего уголовного дела или отказе в возбуждении уголовного дела по ст. 209 Уголовного кодекса Украины. В случае возбуждения уголовного дела проводится досудебное следствие, после чего материалы передаются в суд для принятия окончательного решения (обвинительного или оправдательного приговора).

Примечание:

Статья 209 УК Украины. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем

1. Совершение финансовой операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения общественно опасного противоправного деяния, которое предшествовало легализации (отмыванию) доходов, а также совершение действий, направленных на сокрытие или маскировку незаконного происхождения таких средств или иного имущества или владения ими, прав на такие средства или имущество, источника их происхождения, местонахождения, перемещения, а равно приобретение, владение или использование средств или иного имущества, полученных в результате совершения общественно опасного против правного деяния, которое предшествовало легализации (отмыванию) доходов, - наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет с конфискацией средств или другого имущества, полученных преступным путем, и с конфискацией имущества.

2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, или в крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией средств или другого имущества, полученных преступным путем, и с конфискацией имущества.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией средств или другого имущества, полученных преступным путем, и с конфискацией имущества.

Андрей Лотыш

адвокат, руководитель

Юридической фирмы «Лотыш и Партнеры»