• Пн - Пт с 10:00 до 19:00.
  • ст. м. Лукьяновская, ул. Сечевых Стрельцов, 77.
  • 044 232-14-91
  • (095) 728-80-33
  • (067) 323-22-79
  • (093) 530-24-50
юридический блог
земельные споры

Львовская железная дорога забирает через суды землю у местных жителей, которым не повезло получить участки возле железнодорожных путей.

В судах железнодорожники просят признать незаконным выделение местными советами земли в так называемой зоне полосы отвода ж/д путей. При этом железная дорога считает доказательством своего права на землю только один документ – План полосы отвода ж/д линий, составленный в середине прошлого века.

Аргументы людей, которые имеют все документы на недвижимость, живут на этих землях испокон веков, суды чаще всего во внимание не принимают. Почему железная дорога отсуживает земли у людей, с которыми мирно сосуществовало более полувека, какие решения принимают суды в этих делах и что делать тем, кто внезапно лишился участка или дома, на котором вырос?

Железная дорога заявляет, что участок Надежды заходит на территорию полосы отвода железнодорожной линии Рудно-Подборцы.

“Я получила участок в наследство от своего деда, который работал в колхозе. У нас есть документ еще колхозный о том, что он пользовался этим участком земли с 1956 года, - рассказывает хронологию Надежда. В 1958 году здесь построили железную дорогу. - В 2004 году дед участок приватизировал. А в 2006 году оформил на меня договор дарения. Я сделала свой акт на землю. Потом мы с мужем решили строиться, начали процедуру смены целевого назначения земли с сельскохозяйственной на жилое строительство. Сельсовет выдал нам решение об изменении целевого назначения. В 2009 году получили тот акт на землю, который сейчас имеем. В 2014 сдали в эксплуатацию дом“. Документы на землю Надежде выдавались в разное время при разных каденциях сельского совета. Госкомзем также не увидел наложения участка Надежды на земли, относящиеся железной дороге.

“У меня от железной дороги дом находится на расстоянии 37 м. Когда мы строились архитекторы, которые делали нам проект, говорили, что расстояние должно быть 30 м. Мы с мужем решили отступить еще больше. А железнодорожники сейчас говорят, что ширина полосы отвода должна быть 40 м“.

Столкнувшись с необходимостью отвоевывать свою землю, Надежда узнала, что она не одна в этой беде. Только в Брюховичах рассматривается 30 таких земельных дел. Во многих случаях люди выросли на этой земле, некоторые купили участки, их договора покупки суды также признали недействительными.

В тех случаях, когда границы участка были согласованы со Львовской ж/д, против должностных лиц железной дороги, проводивших согласование были возбуждены уголовные дела, а сами решения признаны незаконными, рассказывает Надежда.

Лишняя земля

Юрист по землеУ соседа Надежды Анатолия Федоренко землю уже отсудили через Высший специализированный суд. Ирония судьбы состоит в том, что сам Анатолий долгие годы проработал главным инженером по проэктированию железных дорог и знает порядок этой процедуры.

“Порядок отвода земли под железнодорожные пути регламентировался соответствующими строительными нормами. Линия, о которой мы говорим, строилась в 1958 году, потом вводили новые нормы, но норма полосы отвода практически не изменилась, что в 1958 что в 2014 году, когда вышли последние строительные нормативы“, - рассказывает он.

В своем судебном возражении Анатолий сослался на п.3. “Инструкции о нормах и порядке отвода земли для железных дорог и использования полосы отвода“, утвержденной в 1963 году, о том, что ширина полосы отвода для линии третьей категории, которая как раз проходит в Брюховичах, должна составлять 23 метра, а не 40. Следовательно, 17 м должны быть возвращены Брюховическому сельскому совету, поясняет он, ссылаясь на пункт 23 и 29 все той же инструкции.На судебном заседании, на вопрос судьи, почему полоса составляет 40м, а не 23, ответа от представителей ж.д. не последовало. Суд первой инстанции согласился с указанными доводами и принял решение в пользу ответчика.

“При Советском союзе полоса отвода для железной дороги отводилась в соответствии с нормами, но при этом максимально учитывались сверхнормативные пожелания железной дороги. Т.е. часто, полоса отвода выделялась с излишком, что мы и имеем в нашем случае. Вместо 23м имеем необоснованную полосу 40м. Полоса отвода 40 метров, говорит мне, проектировщику, о том, что, я тут буду ставить вагонное депо или еще что, мне нужно больше“, - рассказывает бывший железнодорожник, в итоге ничего на данном участке не строилось, но землю выделяли.

“Эта земля избыточна, она технологически не нужна железной дороге, - утверждает Анатолий, как специалист. – Такой избыток, на мой взгляд, составляет 30-40% земли полосы отвода по всей Украине“.

От Австро-Венгрии до Независимой Украины

споры земляО том, что Львовская железная дорога требует не свое, говорят и жители села Рясное-Руськое, которое находится всего в 5 км от Львова. Там железная дорога хочет отсудить 60 м с одной стороны линии и 80 м с другой. Линии, которая уже более полувека утратила свое значение и используется несколько раз в год для подвоза песка из карьера, рассказывает Зенон Мороз. Он представляет в споре с Львовской железной дорогой позицию сельского совета и жителей Рясного-Руського, пишет выступления в суде своим 90-летним соседям, которые всю жизнь прожили на этом куске земли у железной дороги.

“Это очень длинная история, которая началась еще в Австро-Венгерской империи. Железная дорога была построена в 1896 году. Во времена правления Польши ее дотянули к городу Жешув, а при СССР - урезали, она кончалась в Яворове. В 60-х годах дорога Львов-Яворов была ликвидирована из-за нерентабельности. Линию в некоторых селах демонтировали, а землю передали на баланс сельских и поселковых советов. В Рясном-Руськом она осталась, но была переведена в разряд подъездного пути к карьеру. А подъездной путь имеет совсем другие полосы отвода, по Государственным строительным нормам ее ширина должна быть от 5 до 10 м., а не 60-80 м., на которые претендует железная дорога“, - рассказал Зенон Мирославович.

Cтатус линии подтвердила сама Львовская железная дорога. Также она признает, что не имеет ни одного документа на право владения землей, кроме пресловутого Плана отвода, говорит адвокат по земле Андрей Лотыш, представляющий интересы одного из жителей Рясного-Руського в суде.

“У нас есть ответ Госземагентства в Яворивском районе Львовской области, где сказано, что Львовская железная дорога не оформляла госакт на право постоянного пользования, кадастровый номер не присваивался, границы земельного участка не устанавливались и не закреплялись межевыми знаками. Документы, которые подтверждают право пользования земельным участком на территории Рясно-Руского сельсовета, отсутствуют“, - рассказывает адвокат.

Как и в случаях в Брюховичах, Львовская железная дорога ссылается на нормативы советского времени, в том числе и на Союзный земельный закон от 15.12.1928 года "Общие положение землепользования и землеустройства". Хотя в 1928 году на территории Львовской области Советской власти и в помине не было.

“Мы применяем законодательство, которое действует на нынешнее время и то, которое действовало на момент выделения земли нынешним собственникам.

Но даже если формально согласиться с тем, что можно применить законодательство Советского союза, они не совсем полно и верно ссылаются на него. Они вытаскивают некоторые нормы в свою пользу и трактуют так, как им выгодно“, - считает защитник жителей села. Например, инструкция от 1964 года “О нормах и порядке отвода для железных дорог“, где указывалось в п. 27, что после отвода земель управление железных дорог составляет договор с землеустроительной организацией на установления в натуре межевых знаков и составление документов на право пользования землей. В п. 32 этой инструкции было указано, что в учреждения железных дорог обязательно должны были сохраняться документы на право пользования землей. Этого сделано не было, перечисляет адвокат.

“Австро-Венгерская империя была здесь - никаких претензий на эти земли не имела, Польша была до 1944, немцы были, советская власть была сколько лет - никто никаких вопросов не ставил никогда, тут пришла независимая Украина - и отнимает“, - сокрушается Зенон Мирославович.

Куда уже только не обращались жители села – и в прокуратуру, и в Укрзализныцю и в Министерство инфраструктуры. В Рясной-Руськой и Брюховичах прошли встречи жителей с представителями Львовской железной дороги, но компромисс на них не был найден.

“Люди не будут отступать, так дойдет и до актов гражданского неповиновения“, - боится Зенон Мороз.

Вал судов

В настоящее время иски Львовской железной дороги приобрели массовый характер. По данным, предоставленным самой железной дорогой, с 2009 года производства были возбуждены по 403 делам, связанным с признанием незаконными решений о выделении земель. Из них 189 – с начала 2014 года по сегодняшний день.

При этом судебные тяжбы для железной дороги проходят весьма успешно - за шесть лет 317 актов, свидетельств и договоров на землю были признаны недействительными. Отсуживает железная дорога землю во всей Западной Украине: 152 дела были открыты в Черновицкой области, 147 во Львовской, 53 в Закарпатской, 41 в Ивано-Франковской, 7 в Тернопольской, три в Волынской.

Как сообщила Львовская железная дорога, 75% всех решений суды принимают в пользу железнодорожников, удовлетворяя их требования полностью или частично. Только в 17% железной дороге отказали.

Собирание земель

Большинство участников земельных споров с железной дорогой связывают такую ее активность с предстоящим процессом акционирования. “Приближается акционирование Укрзализныци, которое ориентировочно должно пройти осень 2015, железная дорога желает узаконить эти земли, которые не узаконены ни одним документом, чтобы добавить к стоимости железной дороги еще и стоимость земли“, - считает Анатолий. А земля стоит много, особенно в городах.

“Где гарантия, что потом не сделают так же, например во Львове, не отнимут землю возле дороги, где стоят исторические дома, и не снесут?“, - задается волосом Надежда.

“Судьи в личных беседах говорят, что если будут указания какие-то, то они примут то решение, которое надо“, - отмечает Мороз.

Жители Брюховичей написали коллективное обращение к нескольким нардепам от Львовской области, в котором ссылаются на закон “Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования“, который, по их мнению, не защищает земли частный акционерных обществ от отчуждения.

“Реформирована в ПАО железная дорога вместе с отобранными земельными участками в дальнейшем перейдет в собственность олигархов“, - опасаются жители.

Железная дорога стоит на своем

земля адвокатСогласно информации самой Львовской ж/д, ей отказывали в основном суды хозяйственной юрисдикции на основании того, о чем говорят адвокаты, представляющие интересы селян в этих делах: “непризнание железной дороги как надлежащего землепользователя при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок в понимании ст. ст. 125 и 126 Земельного кодекса Украины“.

Однако железную дорогу это не останавливает. “Отказывая железной дороге в удовлетворении исков, суды не принимают во внимание правовой позиции, что право на земельный участок возникло у железной дороги более полувека назад, согласно тем нормам, которые действовали в то время, а также то, что в силу действующих правовых норм такое право не приостановлено до его надлежащего на сегодня оформления“, –говорится в ответе Львовской железной дороги на наш запрос.

Так, железная дорога говорит, что земли были предоставлены ей в пользование. Право на пользование в Брюховичах, например, возникло в 1958 году, когда начали строить линию.

А согласно п. 4 ст. 3 Закона Украины “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений“ права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу настоящего Закона, признаются действительными при отсутствии их государственной регистрации, или если на момент возникновения прав действовало законодательство, которое не предусматривало обязательной регистрации таких прав.

План полосы отвода является у железной дороги главным документом, потому что его считают проектно-технической документацией, согласно закону Об основах градостроительства, является основой при предоставлении в собственность земли.

Интересно, что Львовская железная дорога в своем ответе даже вспомнила о решении Верховного совета Украинской ССР от 1990 года “О земельной реформе“, по которому должна была оформить собственность на землю до 1 января 2008 года. В ином случае право на землю утрачивается. Но тут же нашла контраргумент в законодательстве: “Согласно решения Конституционного Суда от 22.09.2005 юридические лица не могут утрачивать ранее предоставленное им право постоянного пользования земельным участком и приведенное постановление Верховного Совета признано неконституционным“.

С легкостью Львовская железная дорога отметает аргументы о том, что земля, на которую она претендует, избыточна. На наш вопрос, в ж/д ответили, что “Инструкция о нормах и порядке отвода земель для железной дороги и полосы отвода была принята в 1963 году, а линия Рудно-Подборцы построена в 1962, поэтому, мол, в отношение ее использовать инструкцию нельзя“.

Ну и конечно же, Львовская железная дорога уверяет, что вал судебных процессов никак не связан с созданием частного акционерного общества “Украинские железные дороги“.

Мнение юристов

Большую роль на исход рассмотрения в судах оказывает и то, что уже есть решение Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел в пользу железной дороги. И хотя в Украине не действует прецедентное право, судьи могут ориентироваться на него.

“Сложность данной категории дел состоит в том, что право государственной собственности на земельные участки действительно может быть не подтверждено документально, оно как бы “презюмируется“. Поэтому возникает “конфликт правоустанавливающих документов“ двух собственников, решить который призван суд“, - говорит Анастасия Москаленко, управляющий партнер “Москаленко и партнеры“.

Николай Пашинский, адвокат, управляющий партнер Адвокатского объединения “Фортис“ считает, что несмотря на противоречивую судебную практику, ответчик имеет право отстоять собственность на спорный земельный участок.

Во-первых, упоминание Львовской железной дороги в иске постановление исполкома Львовского областного Совета депутатов трудящихся от 17 января 1948 № 52 он считает неправомерным, т.к. до 1957 года Брюховичи не относились к Шевченковскому району Львова. Во-вторых, постановление Совета министров СССР от 31.12.54 года, которую приводит в качестве доказательства своей правоты железная дорога, противоречит Земельному кодексу Украины.

“Законом Украины “О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека“ от 23.02.2006г. (статья 17) закреплена обязанность судов при рассмотрении дел применять Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 и протоколы к ней, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, практику Европейского суда по правам человека“, - говорит он.

Анастасия Москаленко также настаивает на том, что право на частую собственность является незыблемым в Украине, признавшей международные нормы. “Нужно искать максимум оснований для отказа истцу, и использовать решения ЕСПЧ, а если украинские суды к ним не прислушаются - подавать в Европейский суд по правам человека“.

Исочник: news.bigmir.net

Вверх